ПРИНЯТО на Педагогическом совете
школы Протокол № ___ от «___»
___________ 20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _______________ Т.В. Корягина |
ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио по оценке и учету внеучебных достижений обучающихся
Раменской средней общеобразовательной школы № 4
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основании Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений, расположенных на территории Московской области, утвержденного приказом Министерства образования Московской области от 27.11.09 № 2499.
1.2. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период обучения с 1 по 11 классы.
1.3. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разработанных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
2. Цели портфолио
• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
• обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;
• формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.
3. Структура портфолио
3.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:
3.1.1. Раздел «Мой портрет» включает в себя:
• личные данные обучающегося;
• автобиография (резюме) обучающегося;
• результаты психологической диагностики обучающегося;
• результаты проведенного обучающимся самоанализа;
• другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
3.1.2. Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений:
• предметные олимпиады;
• мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, культурно-образовательными фондами и др.;
• школьные и межшкольные научные общества;
• конкурсы и мероприятия, организованные Комитетом по образованию администрации Раменского муниципального района.
3.1.3. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описания основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Раздел включает в себя:
• исследовательские работы и рефераты: указываются изученные материалы, название работы, количество страниц, люстраций;
• проектные работы: указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном виде;
• техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание);
• работы по искусству: дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, прикладывается фотография работы;
• другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах, прикладываются фотографии);
• элективные курсы и факультативы: указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия;
• различные практики: языковая, социальная, трудовая (фиксируется вид практики, место прохождения, продолжительность);
• занятия в учреждения дополнительного образования; учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий, результаты);
• участие в олимпиадах и конкурсах (вид мероприятия, время проведения, результаты);
• участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся);
• спортивные достижения.
3.1.4. Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования. Данные результаты могут быть представлены в виде:
• заключения о качестве выполненной работы;
• рецензии на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
• отзыва о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
• резюме, подготовленного обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;
• иной информации, подтверждающей отношение обучающегося к различным видам деятельности.
3.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио.
3.3. Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ.
4. Оформление портфолио
4.1. Портфолио оформляет обучающийся совместно с родителями (законными представителями) под руководством классного руководителя в соответствии с п. 3 Положения в папке с файлами или в электронном виде.
4.2. При оформлении портфолио учитывается принцип добровольности.
4.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
• систематичность и регулярность ведения портфолио;
• достоверность сведений, представленных в портфолио;
• аккуратность и эстетичность оформления;
• разборчивость при ведении записей;
• целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
• наглядность;
4.4. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности.
4.5. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначаемой директором школы. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающийся имеет право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки своего портфолио.
5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося
5.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместитель директора школы.
5.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
5.2.1. Обучающийся ведет работу по оформлению и заполнению портфолио.
5.2.2. Директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио.
5.2.3. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации на практике работы школы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ.
5.2.4. Классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио: проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.
5.2.5. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и неурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
5.2.6. Педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику, ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
6. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио
6.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:
• федеральный уровень: победитель – 10 баллов, призер – 8 баллов, участник – 3 балла;
• региональный уровень: победитель – 6 баллов, призер – 5 баллов, участник – 2 балла;
• муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла, участник – 1 балл;
• школьный уровень: победитель, призер – 2 балла.
6.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образовании (обучения) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:
• сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций – 2 балла за каждый сертификат;
• удостоверение и сертификаты о прохождении различных видов практик – 2 балла за каждый.
7. Учет результатов портфолио
7.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:
• при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы;
• в качестве результатов промежуточной аттестации учащихся;
• при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;
• при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
• при проведении внутришкольного контроля;
• в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности школы (аккредитация школы, контроль качества образования).
Приложение:
1. Зачетная книжка
о прохождении курсов по выбору, элективных курсов, факультативов
учащегося МОУ Раменской средней общеобразовательной школы № 4
2. Зачетная книжка
о посещении кружков, секций, защите социальных проектов
учащегося МОУ Раменской средней общеобразовательной школы № 4
3. Первоначальная оценка личных портфолио учеников ____ класса «____»
Раменской средней общеобразовательной школы № 4
Здесь можно скачать данный материал в формате .DOC
1.1. Настоящее положение разработано на основании Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений, расположенных на территории Московской области, утвержденного приказом Министерства образования Московской области от 27.11.09 № 2499.
1.2. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период обучения с 1 по 11 классы.
1.3. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разработанных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
2. Цели портфолио
• поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
• формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации;
• обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения;
• формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся.
3. Структура портфолио
3.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:
3.1.1. Раздел «Мой портрет» включает в себя:
• личные данные обучающегося;
• автобиография (резюме) обучающегося;
• результаты психологической диагностики обучающегося;
• результаты проведенного обучающимся самоанализа;
• другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.
3.1.2. Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений:
• предметные олимпиады;
• мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, культурно-образовательными фондами и др.;
• школьные и межшкольные научные общества;
• конкурсы и мероприятия, организованные Комитетом по образованию администрации Раменского муниципального района.
3.1.3. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описания основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Раздел включает в себя:
• исследовательские работы и рефераты: указываются изученные материалы, название работы, количество страниц, люстраций;
• проектные работы: указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном виде;
• техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание);
• работы по искусству: дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, прикладывается фотография работы;
• другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах, прикладываются фотографии);
• элективные курсы и факультативы: указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия;
• различные практики: языковая, социальная, трудовая (фиксируется вид практики, место прохождения, продолжительность);
• занятия в учреждения дополнительного образования; учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий, результаты);
• участие в олимпиадах и конкурсах (вид мероприятия, время проведения, результаты);
• участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся);
• спортивные достижения.
3.1.4. Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования. Данные результаты могут быть представлены в виде:
• заключения о качестве выполненной работы;
• рецензии на статью, опубликованную в средствах массовой информации;
• отзыва о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;
• резюме, подготовленного обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений;
• иной информации, подтверждающей отношение обучающегося к различным видам деятельности.
3.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио.
3.3. Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ.
4. Оформление портфолио
4.1. Портфолио оформляет обучающийся совместно с родителями (законными представителями) под руководством классного руководителя в соответствии с п. 3 Положения в папке с файлами или в электронном виде.
4.2. При оформлении портфолио учитывается принцип добровольности.
4.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
• систематичность и регулярность ведения портфолио;
• достоверность сведений, представленных в портфолио;
• аккуратность и эстетичность оформления;
• разборчивость при ведении записей;
• целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
• наглядность;
4.4. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности.
4.5. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначаемой директором школы. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающийся имеет право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки своего портфолио.
5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося
5.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместитель директора школы.
5.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
5.2.1. Обучающийся ведет работу по оформлению и заполнению портфолио.
5.2.2. Директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио.
5.2.3. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации на практике работы школы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ.
5.2.4. Классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио: проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.
5.2.5. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и неурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
5.2.6. Педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику, ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
6. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио
6.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:
• федеральный уровень: победитель – 10 баллов, призер – 8 баллов, участник – 3 балла;
• региональный уровень: победитель – 6 баллов, призер – 5 баллов, участник – 2 балла;
• муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла, участник – 1 балл;
• школьный уровень: победитель, призер – 2 балла.
6.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образовании (обучения) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:
• сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций – 2 балла за каждый сертификат;
• удостоверение и сертификаты о прохождении различных видов практик – 2 балла за каждый.
7. Учет результатов портфолио
7.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:
• при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы;
• в качестве результатов промежуточной аттестации учащихся;
• при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;
• при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
• при проведении внутришкольного контроля;
• в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности школы (аккредитация школы, контроль качества образования).
Приложение:
1. Зачетная книжка
о прохождении курсов по выбору, элективных курсов, факультативов
учащегося МОУ Раменской средней общеобразовательной школы № 4
2. Зачетная книжка
о посещении кружков, секций, защите социальных проектов
учащегося МОУ Раменской средней общеобразовательной школы № 4
3. Первоначальная оценка личных портфолио учеников ____ класса «____»
Раменской средней общеобразовательной школы № 4
Здесь можно скачать данный материал в формате .DOC