ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио по оценке и учету внеучебных достижений обучающихся Раменской средней общеобразовательной школы № 4
1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано на основании Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений, расположенных на территории Московской области, утвержденного приказом Министерства образования Московской области от 27.11.09 № 2499. 1.2. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период обучения с 1 по 11 классы. 1.3. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разработанных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. 2. Цели портфолио • поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся; • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся; • формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; • содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся; • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации; • обеспечивать отслеживание индивидуального прогресса обучающихся в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения; • формировать отчет об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся. 3. Структура портфолио 3.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов: 3.1.1. Раздел «Мой портрет» включает в себя: • личные данные обучающегося; • автобиография (резюме) обучающегося; • результаты психологической диагностики обучающегося; • результаты проведенного обучающимся самоанализа; • другие сведения, раскрывающие способности обучающегося. 3.1.2. Раздел «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений: • предметные олимпиады; • мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, культурно-образовательными фондами и др.; • школьные и межшкольные научные общества; • конкурсы и мероприятия, организованные Комитетом по образованию администрации Раменского муниципального района. 3.1.3. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описания основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Раздел включает в себя: • исследовательские работы и рефераты: указываются изученные материалы, название работы, количество страниц, люстраций; • проектные работы: указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном виде; • техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание); • работы по искусству: дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, прикладывается фотография работы; • другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах, прикладываются фотографии); • элективные курсы и факультативы: указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; • различные практики: языковая, социальная, трудовая (фиксируется вид практики, место прохождения, продолжительность); • занятия в учреждения дополнительного образования; учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий, результаты); • участие в олимпиадах и конкурсах (вид мероприятия, время проведения, результаты); • участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающихся); • спортивные достижения. 3.1.4. Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования. Данные результаты могут быть представлены в виде: • заключения о качестве выполненной работы; • рецензии на статью, опубликованную в средствах массовой информации; • отзыва о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции; • резюме, подготовленного обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений; • иной информации, подтверждающей отношение обучающегося к различным видам деятельности. 3.2. Раздел «Портфолио документов», его содержание и порядок ранжирования документов, помещенных в раздел, составляют инвариантную часть портфолио. 3.3. Раздел «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в общеобразовательном учреждении образовательных программ. 4. Оформление портфолио 4.1. Портфолио оформляет обучающийся совместно с родителями (законными представителями) под руководством классного руководителя в соответствии с п. 3 Положения в папке с файлами или в электронном виде. 4.2. При оформлении портфолио учитывается принцип добровольности. 4.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: • систематичность и регулярность ведения портфолио; • достоверность сведений, представленных в портфолио; • аккуратность и эстетичность оформления; • разборчивость при ведении записей; • целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; • наглядность; 4.4. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности. 4.5. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производится экспертной группой, назначаемой директором школы. В состав экспертной группы в обязательном порядке входит классный руководитель. Обучающийся имеет право участвовать в процедуре анализа и исчисления итоговой оценки своего портфолио. 5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося 5.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместитель директора школы. 5.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом: 5.2.1. Обучающийся ведет работу по оформлению и заполнению портфолио. 5.2.2. Директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио. 5.2.3. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации на практике работы школы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ. 5.2.4. Классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио: проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся. 5.2.5. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и неурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету, пишут рецензии, отзывы на учебные работы. 5.2.6. Педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику, ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу. 6. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио 6.1. Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях: • федеральный уровень: победитель – 10 баллов, призер – 8 баллов, участник – 3 балла; • региональный уровень: победитель – 6 баллов, призер – 5 баллов, участник – 2 балла; • муниципальный уровень: победитель – 4 балла, призер – 3 балла, участник – 1 балл; • школьный уровень: победитель, призер – 2 балла. 6.2. Ранжирование результатов, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образовании (обучения) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом: • сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций – 2 балла за каждый сертификат; • удостоверение и сертификаты о прохождении различных видов практик – 2 балла за каждый. 7. Учет результатов портфолио 7.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается: • при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы; • в качестве результатов промежуточной аттестации учащихся; • при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников; • при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию; • при проведении внутришкольного контроля; • в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности школы (аккредитация школы, контроль качества образования).